Четверг, 23 ноября 2017, Посетителей: 224
Версия для слабовидящих
  Обратная связь   Карта сайта   Поиск по сайту
Официальный сайт администрации
Администрация Демянского муниципального
района Новгородской области
Вопрос-ответ Форум Фотогалерея
Главная
Новости
Законодательная карта
История района
Администрация района
Комитеты и отделы
Администрации поселений
Городское поселение
Дума района
Общественный Совет
Документы
Официально
Информ. бюллетень
Информатизация
Экономика
Финансы
Контрольно-счетная палата
Образование
Соцзащита
Культура
Молодежная политика
Здравоохранение
Туризм
Спорт
Клиентская служба ПФР
Налоговая инспекция
Отдел занятости
Прокуратура
МО МВД «Демянский»
ЗАГС
Безопасность
Избирательная комиссия
МФЦ
Муниципальные услуги
Градостроительство
Противодействие коррупции
Жилье для детей-сирот
Земля
Торги
Концессия
Воинские захоронения
Госполномочия
Открытые данные
Муниципальный контроль
Антинар. комиссия
Инвестиционный паспорт
Пространственные свед.
Покупайте Новгородское

Наш первый самолет




Администрация Демянского муниципального района » Молодежная политика » Молодежный центр «МИКС» » Клубы и объединения » Военно-патриотический клуб «Демянск» » Наш первый самолет

Наш первый самолет

После нашего октябрьского похода в Маревский район я объявил мальчишкам, что в этом году наши раскопки закончены. Но, похоже, что в военную археологию мы влипли крепко. Телефонный разговор с Александром Петровичем Морзуновым – руководителем поискового отряда «Находка», был как всегда лаконичным: «Леонид, рядом с деревней Ореховно мне ребята показали самолет Ил-2. При ударе о землю он взорвался и его сильно разбросало по кускам. Собери ребят, давай вместе поищем детали с номерами. Может и летчика найдем».

6 ноября 2011 года. Демянский район, гора Ореховно, 288 метров над уровнем моря. Ледяной северный ветер и на улицу выходить не хочется. Из легковых машин пересаживаемся на поисковый ГАЗ-66. Тесный кунг «газика» с трудом вмещает большой поисковый отряд, состоящий из 13 человек и поисковой собаки Джека. От военно-патриотического клуба «Демянск» 8 бойцов. Костя Шевцов, Антон Русаков, Миша Степанов и Илья Смирнов уже не новички в поисковом движении. А девочки Вика Мурашова, Настя Иванова и Ира Данилова на раскопках впервые. И сразу – самолет…

ГАЗ-66 медленно движется на юг в сторону деревни Девятовщина. Дорогой это назвать нельзя, так как ее просто нет. Два километра тянутся бесконечно. И еще километр через болотину пешком. Александр Петрович показывает большую воронку среди леса и несколько обломков самолета, которые им удалось найти в прошлый поход.

Бронированный штурмовик Ил-2. Наряду с Т-34 и ППШ – символ нашей Победы. Наши авиастроители и летчики уважительно называли его «Летающий танк». Фашисты дали прозвище «черная смерть» и «чума». Самолет был принят на вооружение Красной Армии в 1940 году и до конца Великой Отечественной войны в основном выпускался в Москве и Куйбышеве. До 1943 года самолет был одноместным, затем его стали выпускать с новой кабиной и местом для воздушного стрелка. В боях под Демянском в 1942 году немцы господствовали в воздухе. Большими были потери наших боевых самолетов. В последние годы поисковиками проводится большая работа по поиску мест падения боевых машин и установлению судеб летчиков. И вот в этой работе участвуем и мы – военно-патриотический клуб «Демянск».

Для работы разделились на три группы и распределили направления поиска. В каждой группе по металлоискателю.

Работа «закипела» с первых минут – сигнал прибора, удаляем дерн и Вика Мурашова извлекает из земли часть пулеметной ленты с патронами. Находки на каждом шагу: фрагменты брони, обломки крыла и шасси, трубки, кронштейны, патроны… Ира с Настей пытаются поднять большой фрагмент обшивки самолета. Самим не донести, приходится помогать. Переходим на соседнюю сопку – там «пусто». Возвращаемся к месту падения и извлекаем мелкие детали – их очень много.

     

Три часа прошли как один миг. Пора пообедать. Уставшие поисковики собираются к костру. Ребята рассматривают солидную гору обломков самолета и делятся впечатлениями. Уже сделано главное – найден лист брони, на котором выбит заводской номер. А значит есть о чем запрашивать архив – о сводках по этому самолету.

За разговорами все, что взяли с собой, съели быстро. Согрелись горячим чаем.

И снова за работу. На расстоянии 200 метров от места падения самолета группа Александра Петровича находит обломки двигателя: коленвал, три распредвала, шатун. На шатуне заводской номер. Впечатляют размеры коленвала – длиной 1,5 метра, его с трудом поднимают двое взрослых. Александр Петрович рассказывает ребятам, что на Ил-2 устанавливался 12-ти цилиндровый двигатель мощностью 1700 лошадиных сил. Прочитать об этом в книжке – это одно, но когда вот так, то запомнишь на всю жизнь. Интересными находками стали два измерительных прибора, один из которых со шкалой.

Но главная находка была впереди – на южном скате холма удалось обнаружить элементы парашюта и компас. Значит летчик должен быть где-то здесь… Все вместе проверяем место, но остнаки летчика обнаружить не удалось. Решили приехать сюда еще раз и продолжить поиски.

Домой ехали как всегда уставшими и с мыслями о том, что сегодня сделали что-то большое и очень важное. Это еще один шаг по той трудной дороге, которую мы избрали для себя, когда пришли в военно-патриотический клуб, когда пришли в военную археологию.

Руководитель военно-патриотического клуба «Демянск»,
майор запаса Л. Польский
Вопрос-ответ   |   Форум   |   Фотогалерея   |   Обратная связь   |   Карта сайта
© Сайт Администрации Демянского муниципального района Новгородской области.
При републикации материалов ссылка на сайт строго обязательна.